|
Корпоративная стратегия определяет и показывает намерения и цели компании, содержит линии поведения и планы мероприятий, необходимых для достижения целей. Система стратегических решений компании определяет объем и характер деловой активности, в которой проявляет себя компания, тип экономической и социальной организации, к созданию которой она стремится, а также сущность экономического и внеэкономического вклада, который корпорация намеревается внести в жизнь акционеров компании, ее служащих, потребителей и местного населения. На уровне компании от корпоративной стратегии зависит ее место на конкурентном рынке. Как указывает Джеймс Е. Сайлер (Гарвардский университет), место компании определяется не тем, что компания умеет делать, и не тем, что компания умеет делать хорошо, а только тем, что она умеет делать лучше своих конкурентов. Рыночного преимущества компания достигает тогда, когда эффективно соединяет свои ресурсы и возможности их использования. Разработка стратегии - это определение целей и средств к их достижению. В широком смысле эффективная стратегия сочетает предоставляемые рынком возможности с возможностями, целями и обязательствами компании. Предоставляемые рынком возможности определяют, чего может добиться компания. Чтобы изучить их, требуется тщательный анализ как возможностей для бизнеса, так и угрожающих ему факторов. Возможности рынка определяют, что компания могла бы сделать. Каковы эти возможности, выясняется в ходе тщательного расчета шансов опасностей, связанных с данным бизнесом. Характерные особенности корпораций характеризуют то, что компания способна сделать. Чтобы понять, насколько компания компетентна, надо тщательно проанализировать ее сильные и слабые стороны с точки зрения технологии, финансов, людских и иных ресурсов. Корпоративные ценности показывают, что компания хочет сделать в данном культурном контексте. Эти ценности находят свое выражение в ценностях и устремлениях, которым привержены основные разработчики стратегии. Обязательства корпорации означают, что компании следует сделать в непроизводственной среде, чтобы соответствовать ожиданиям со стороны общества. Кеннет Эндрюс предложил набор критериев для оценки стратегии корпорации. Хотя его предложения были сделаны в другом контексте, они представляются весьма полезными для независимых директоров, действующих в условиях экономики переходного периода. Мы приводим их в сжатой форме. Вероятно, самым важным вопросом является вопрос: «А имеем ли мы дело со стратегией?» Чтобы быть уверенным в этом, необходимо выделить в имеющемся материале корпоративные цели и реальные меры. Количество возможных и весьма заманчивых целей огромно, но выбор самых привлекательных на этот момент вариантов неизменно приведет к распылению ресурсов. В переходный период, когда корпорация обладает скудными ресурсами и чрезвычайно заинтересована в их эффективном использовании, такие решения столь же опасны, сколь и соблазнительны. Свидетельством того, что избранная стратегия действительно продумана и основательна, может стать тщательная оценка всех альтернативных возможностей. Анализ всех имеющихся возможностей зачастую заменяется расплывчатыми фразами вроде «нашей целью является достижение роста и прибыльности на всех рынках, где мы действуем». Удостоверившись, что у корпорации есть стратегия, мы можем задать следующий вопрос: «Является ли избранная стратегия в каком-либо отношении уникальной?» Важнейшим качеством эффективной стратегии является ее уникальность, ее способность поразить использованием неожиданных возможностей. Стратегия обязана наглядно представить, в чем данная компания отлична от ее конкурентов - в изобретени-дорогие. Вполне естественной для менеджеров является склонность переоценивать сильные стороны своей компании в отношении возможностей, которые они хотели бы реализовать. Другой ошибкой является недооценка слабых сторон своей компании. Совет директоров не должен допускать этих тенденций. Проблема оценки возможностей, которыми располагает корпорация, заставляет нас поставить следующий вопрос:«Оправдан ли экономически избранный корпорацией уровень риска?» По самой своей природе стратегический выбор предполагает вложение существенных ресурсов и значительный риск с перспективой предположительно отдаленных доходов. Уровень риска, сопряженного со сделанным компанией выбором, трудно определить наверняка, но он должен соотноситься с объемом ресурсов компании, а также с возможностями ее руководства и служащих. Оборотной стороной рискованности стратегии является следующий вопрос: «Содержит ли стратегия стимулы для работы корпорации?» - вопрос, который обычно оставляют без внимания. Ни одна из компаний не смогла достичь успехов, реализуя стратегии, которые расходились с интересами среднего звена ее руководителей и ее служащих. Приверженность стратегии есть ключ к ее эффективной реализации, и характер стратегического выбора, сделанного корпорацией, должен учитывать степень привлекательности той или иной стратегии для служащих компании. И, наконец, очевидный вопрос: «Видим ли мы на ранней стадии реализации стратегии первые признаки ее эффективности?» Стратегия есть долгосрочная программа, которая должна постоянно подвергаться оценке и контролю. Неспособность стратегии принести ожидаемые результаты в течение определенного периода времени отнюдь не всегда говорит об ошибках в стратегическом планировании - это может быть результатом краткосрочных негативных процессов, происходящих на рынке, или следствием событий, полностью просчитанных в рамках рисков. С другой стороны, отсутствие результатов может быть следствием не замеченных вовремя дефектов стратегии. Опираясь на интерпретацию краткосрочных результатов реализации стратегии, руководство компании может счесть необходимым пересмотрположений, лежащих в основе стратегии. Взятые в совокупности, все эти вопросы означают одно:независимо от того, насколько привлекательными могут быть открывающиеся перед компанией возможности, нельзя вкладывать в их реализацию средства, полагаясь только на фактор ожидаемой прибыли. Стратегия не является свободным от оценочного подхода выбором рыночных возможностей: в процессе разработки и реализации стратегии в равной степени должны учитываться и корпоративные ценности, и задачи корпорации, и ее возможности. В этом смысле при выборе корпоративной стратегии следует принимать во внимание интересы и ожидания многочисленных «соучастников» деятельности компании, и этот компонент стратегического выбора играет особую роль в условиях экономики переходного периода. Проблема состоит совсем не в том, исполняет или не исполняет компания свои социальные обязательства, проблема в том, каковы эти обязательства. В этом смысле проблема должна быть рассмотрена не только в контексте существующего законодательства и определенных законом обязанностей корпорации. Данная проблема должна быть рассмотрена и в контексте перспективы самого бизнеса: в условиях экономики переходного периода учет различающихся интересов акционеров компании и ее «соучастников» может означать различие между определенной широтой возможностей для осуществления стратегического выбора и появлением ограничений, которые закроют эту возможность. Для того чтобы разобраться какую роль слияния и присоединения играют в дальнейшем развитии корпораций рассмотрим теоретические основы корпоративных слияний и присоединений. |